Русский шансон — Статьи и пресса — Жека альбом «Крапива»
Владимир Олейник. Критическая статья на альбом Жеки «Крапива»
Так обычно и бывает — второй шаг не похож на первый. Вот и второй альбом Жеки «Крапива» отличается от его дебютного. «Сосны-кедры» открыли для публики нового шансонье. Именно нового, потому что автор и исполнитель песен в жанре «шансон» внес свежую струю в традиционное представление о формате жанра. Своим беззастенчиво-неприкрытым лиризмом. Той роко-попсовой мелодичностью и хрустальной чистотой стиха, которые невольно заставляли слушателя сопереживать до катарсиса. Подпевать. И «гонять» потом обрывки мелодий и слов в подкорке сознания. «Сосны-кедры» принесли Жеке известность, узнаваемость и… шаблонность восприятия. Второй альбом уже виделся продолжением первого. Если бы Жека просто клонировал «Сосны», то он повторил бы телодвижения и судьбу большинства успешных дебютантов, эксплуатировавших собственные единичные находки. Путь известный многим. Правда он ведет от больших тиражей в тираж. Жека пошел другим путем. Не менее скользким. Он погрузился в формат жанра. Песни из альбома «Крапива» отличаются стопроцентной узнаваемостью. Для радио «Шансон». Или представления о нем. Они узнаваемы тематически — «зэковские», «шоферские». Они подчеркнуто сюжетны. Почти каждая из них — «история» на голос с мелодией. Или на голоса. В плане музыкальной техники и оркестровки «Крапива» выглядит более предпочтительно. Если абстрагироваться от эмоций, то второй альбом Жеки можно назвать экспериментом. Погружения в жанр. Игрой в шансон. Точнее, в массовое представление о шансоне. Отсюда «жестокие истории» как в песне «Фотокарточка». Или душещипательно-сентиментальные, выбивающие нетрезвую слезу как песня «Крапива», ставшая визитной карточкой альбома. Или просто трогательная «Колея». Разухабистая «Тук-тук». Песни из альбома «Крапива» ориентированы не на медитативное плейерное прослушивание, а на эстрадную площадку. Здесь присутствует, конечно, и элемент сермяжного резона. Нужно кормиться! А музыканта концерт кормит. Сольная программа должна быть разнообразной и не звучать на единой ноте. Тут публика всегда права. И свята правота артиста, предлагающего ей разные и хорошие песни. В этом смысле «Крапива» — движение Жеки вперед. Расширение его творческого пространства и индивидуальности.
Однако внутренней связи двух альбомов гораздо больше. «Неистовый лиризм», как и талант, не спрячешь. Он буквально выпирает из сюжетной канвы. Становится тоньше и пронзительней в декларативной эстрадности. Делать второй шаг всегда сложнее. В нем нет «безумия» и неведенья первого. Но Жека его сделал. В направлении третьего альбома…